Gleb, спасибо за тему.
У меня будут в основном вопросы, и я не знаю, какие из вопросов могу заинтересовать владеющих информацией участников форума. По сути мне все аспекты интересны. Может быть с "личных" монастырей самурайских кланов начать ? Где-то я это встречала, но сейчас не помню. Можно попросить, для начала, названия подобных монастырей подсказать ?
Подумала, что начиная разговор о самураях, надо непременно вспомнить про святилище Цуругаока Хатимангу. Во-первых интересно, что Минамото Ериеси основал именно синтоистское святилище (бог войны Хатиман — покровитель дома Минамото, и покровитель самураев). В 1180 году Минамото Еритомо (первый сегун Камакуры) перенес святилище в селение Кобаяси, сохранив название.
К святилищу ведет роскошная аллея, которая была актом жертвоприношения богам. Строительством руководил сам Еритомо, а члены семьи своими руками носили землю и камни. Впечатляет.
Еще больше меня поразила история про два пруда (точнее один пруд из двух частей), один из которых посвящен клану Минамото, а второй, меньшего размера, соперникам клана Минамото, дому Тайра, и в этом пруду насыпаны четыре острова — четыре, как символ смерти и упадка. Очень буквально и откровенно.
ондатра, вот пока не видел "личных" монастырей самураев. Скорее наоборот крупные монастыри нанимали одних самураев для борьбы с другими. Или когда пытались обуздать Нобунагу Оду, создавая коалицию против него из сил других правителей ханов, монастырей и собственно сил сёгуна.
Например мне нравятся усадьбы зажиточных самураев, которые могли позволить себе пригласить лучших садовников. :))
http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Tsurugaoka Hachimangū and the dankazura during the Edo period. Clearly visible its many Buddhist temples, later destroyed. In the lower right corner, tiny Moto Hachiman
Цуругаока Хатимангу в период Эдо.
(не знаю, как сделать ссылку рабочей, но можно в Википедии посмотреть)
да, прекрасно ссылка работает. Интригующий материал про пруды с красными и белыми лотосами. (символами домов Тайра и Минамото) я больше тогда на лотосы обратил внимание, и барабанный мост, не рассмотрев острова. Это непростительно с моей стороны :((
[2] Хатиман божество-покровитель воинов, культ которого прочно утвердился в Киото после того, как в префектуре Киото было построено в 859г. знаменитое святилище Ивашимизу Хатимангу (石清水八幡宮). Будучи отождествленным с военной доблестью, Хатиман был принят как божество-покровитель и семьёй Минамото и большинством более менее значимых даймё и знатных самураев. Один из известных и преданных его почитателей Уесуги Кенсин ставший при жизни его аватаром. Что касается личных храмов самураев, то одной из важных и полезных сторон является то что туда оправляли лишних, неугодных, слабых или наоборот непокорных наследников. Того же Уесуги в 7 лет отправили в храм, а в 14лет. выдернули обратно спасать разваливающийся клан. К чему это я? Самурайские сады, это не только районы букеясики (место компактного проживания самураев в своих усадьбах) Но и сады даймё (читай самураи) только высокого ранга. В том числе и сёгун (сёгун - «великий полководец, покоритель варваров»)
Кстати та роскошная аллея в Камакуре была устроена в честь новости о тягости жены Ёритомо, она так и называется дорога молодого господина. Прекрасный пример садового воплощения, приятных новостей. У нас сажают дерево, а он целую алею и конечно напряг родню на посадки сакур и отбивку камнями склонов и возведению торий.
В Цуругаока Хатимангу есть Святилище Белого Флага. Белый флаг — флаг клана Гэн (Минамото), интересно, что это святилище полностью черное. Согласно китайской традиции, черный цвет — женский (инь), но в Японии черный это мужской цвет, один из символов самурайства, и к тому же это цвет радости. Несмотря на сильное и заметное китайское влияние на японскую архитектуру, в таком принципиальном вопросе как цвет святилища (посвященного первому и последнему сегунам камакурского сегуната из клана Минамото), строители храма следуют японской традиции.
Вообще стиль всех сооружений комплекса это явная отсылка к древним святилищам синто, с добавкой массивности и тяжеловесности, подчеркнуто самурайской мужественности. По контрасту с изящной архитектурой Хэйан, это наверное производило сильное впечатление.
[6] Gleb, до садов дайме еще далеко. Мне интересно проследить, как вместо утонченного, гедонистического и упаднического эстетизма эпохи Хэйан, зарождался аскетизм, простота и сакрально-философская символичность, которые получили полное развитие в эстетике классических чайных садов и сухих садов дзенских монастырей. Начало в эпохе Камакура.
Помогайте, Вы садов гораздо больше моего видели. Только давайте с Камакура начнем. Согласна, понятие самурайские сады можно расширить, многие монастыри действительно самурайским кланам принадлежали.
А вот самурайские поселения (типа Тиран), это гораздо позже, дойдем постепенно.
ондатра, прекрасный план, по самурайским садам. Камакура это замечательно, отличные волны для сёрфинга с обрывистыми берегами вулканических пляжах, если устанешь то можно расслабиться на темном вулканическом песке игрой в пляжный волейбол, японцы шустро играют кстати.
И немного жадные рыбаки, выловившие всю рыбу с залива. Зато много красивых пейзажных мест где частенько можно увидеть съёмочные бригады телесериалов, одну такую бригаду видели на побережье в начале десятых годов.
Следующий сад. Выбрала сад храма Makaya-ji (Makaya-dera Temple), поскольку он был создан на рубеже эпох Хэйан и Камакура. Храм был основан монахом Gyoki Bosatsu в 726 г. (период Нара), затем перемещен по просьбе императора Итидзе, находившегося в тесных отношениях с кланом Фудзивара (собственно только на этом основании я и могу притянуть этот сад в «самурайскую» тему). Создание сада относят к началу эпохи Камакура, и можно наглядно проследить как изменилась трактовка классической темы (остров Хорай). Формы стали массивнее, камни грубее, крупнее, и их гораздо больше, чем в Хэйанских садах. От изящества и поэтики Хэйана почти не осталось следа. http://oniwa.garden/makaya-ji-temple-... http://garden-guide.jp/spot.php?i=makayaji
Kozen-ji (光前寺) храм был основан в эпоху Хэйан (860), относится к буддистской секте Тэндай, однако один из садов на территории храма создан в эпоху Камакура. Храм, начиная с эпохи Камакура находился под патронажем самурайских семейных кланов, и увидев этот сад, я понимаю почему.
Тема сада — Драконий водопад (龍門瀑), история карпа, плывущего вверх по водопаду, чтобы стать драконом. История символична и популярна в садах Японии, но достаточно посмотреть на сами камни, чтобы проникнуться мощью природы и почувствовать присутствие божественных ками. Сад создан в древней кедровой роще, и это тоже напоминает о святилищах синто. Место для самурая перед битвой.
(снимки сейчас добавлю)
матрона, проверьте, пожалуйста, иероглифы
[12] да, это так. Камакура это изначально рыболовецкая деревушка окруженная малоприступными горами и удобным выходом к морю , сюда то и пришёл с ордой восточных самураев Минамото Ёритомо сделав это место своей ставкой. Так как это поселение дало имя целой эпохи, потому и решил провести небольшой обзор по местности. По району Муромати в Киото, подожду конечно.
[11] Однако сад Makayadera интересен, И замечу что не только камней коснулись изменения. Но и пластика сада стала более рельефной. Однако, всё же этот сад по задумке ближе к эпохи Хейан а воплощение периода Камакура. Мои личные ощущения по фото. На некоторых фото где вода спущена для ежегодной зимней очистки пруда, он смотрится конечно суровей. Но с зеленью холмов и акцентами цветущих растений вполне поэтично. Не так ли?
[17] Gleb, определенно, именно что хорошо виден переход от Хэйан к Камакуре. Влияние эпохи Хэйан еще заметно, но уже появляются новые характерные черты. Прекрасно, что Вы про более выраженную пластику добавили, я забыла, а это важно.
Toko-ji (東光寺庭園), еще один сад самурайской эпохи Камакура, храм и сад созданы (предположительно) монахом, прибывшим из Китая, Rankei Doryu. Впечатляющий многосекционный каменный водопад {228208}. Грубый, жесткий, почти подавляющий, и поразительно реальный. На снимке виден карп, плывущий по водопаду (наклонный камень) {228209}.
Нехарактерный сад, вообще уникальный. Без него никак.
Сад при храме Zuisen-ji (瑞泉寺 ) , созданный в конце периода Камакура, автор сада Мусо Сосэки (яп. 夢窓 疎石 1275 - 1351) — поэт, каллиграф, мастер садового искусства, монах-наставник школы риндзай-дзэн. Был одной из наиболее значительных фигур в культуре и религии эпохи Камакура. Мне кажется, самым главным в этом саду был выбор места. Это просто надо видеть.
{228213} {228212} {228211}
Спонсором строительства был Nikaidō Dōun (Фудзивара), а после падения камакурского сегуната храм перешел под защиту семьи Асикага (сегунат эпохи Муромати).
Этот монастырский сад использовался для аскетических практик медитации. Но ощущения, энергия места, возможно было тем, что влекло сюда воинов. Закрытость, защищенность, таинственность, и в то же время колоссальная сила ками этой скалы. http://garden-guide.jp/spot.php?i=zuisenji