Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 20.04.2024 03:58:23
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Путешествия, экспедиции, экскурсии

"Удивительный, фантастический, незабываемый" ...
(парк Гуэль)

Именно это мне хотелось произнести в первую очередь на вопрос друзей о посещении парка Гуэль (Park Guell) в Барселоне. Вряд ли найдется человек, побывавший там, и оставшийся равнодушным. Ощутив на себе его магическое действие, и, учитывая, что на форуме WEBСАДа есть много любителей мозаики, я решилась предложить вам посмотреть фотографии, сделанные в парке Гуэль и сопроводить их краткой историей создания этого необыкновенного места.

Итак, Барселона. Конец XIX века. Время машинизации и радикальных перемен.

Эусебио Гуэль (Eusebi Guell), крупный промышленник, задумал создать "город-сад", где можно было бы укрыться от суетности окружающего мира, и не лишать себя при этом удовольствия пользоваться плодами технического прогресса.

Гуэль ратовал за возрождение национальных традиций Каталонии. Поэтому проект будущего парка он заказал своему соратнику и другу Антонио Гауди (Antonio Gaudi). В 1899 году был приобретен земельный участок на окраине Барселоны. Местность эта называлась Muntanya Pelada. В память о Голгофе, где был распят Христос, её так же называли Лысой Горой.

На территории парка планировалось создать шестьдесят участков треугольной формы, размером от десяти до двадцати соток. На каждом должен был быть выстроен дом, окруженный садом. Была продумана удобная система дорог и подъездных путей. Центральная площадь и рынок служили бы местом встреч жителей городка. Каменные портики – защищали от жаркого солнца и непогоды. А крепостная стена отгородила бы их от остального мира. Два сказочных павильона, в которых прятались административные и хозяйственные службы, должны были удивлять гостей при входе на территорию города-сада.

К сожалению, планы Гауди и Гуэля не осуществились.
С 1900 по 1914 год были выстроены все общественные зоны парка. Но интерес публики к утопическому городу-саду был невелик из-за неудобного расположения и завышенных цен на участки. С началом Первой мировой войны строительные работы в парке полностью прекратились.

Из шестидесяти запланированных домов были построены только два: первый купил друг Гуэля и Гауди адвокат Триас Доменек (Trias Domenec), во втором поселился сам Гауди.

В 1922 году парк приобрела мэрия Барселоны. Он стал местом проведения различных празднеств. В 1984 г. ЮНЕСКО объявила парк Гуэль памятником Всемирного культурного наследия. Теперь тысячи туристов осаждают его ежедневно. И пусть замысел Гауди не осуществился, ему удалось главное – поразить зрителя с самой первой минуты его пребывания в парке.

Два павильона, расположенные около главных ворот, напоминают сказочные башенки. Они совсем не похожи на привычные глазу дома. Формы их скорее природные, они обтекаемы и переменчивы. Возможно, что на их создание Гауди вдохновил пряничный домик из сказки "Гензель и Гретель" (одноименная опера шла в те годы в Барселоне). Павильоны облицованы местным камнем и каталонской мозаикой тренкадис (trencadis), благодаря которой они выглядят необычайно уютно. Тренкадис – это техника облицовки поверхности кусочками керамики или стекла неправильной формы. Крыши павильонов украшены куполами в виде шляпок грибов, причем на одном из них использованы перевернутые чашки. Говорят, так Гауди пытался избавиться от привычки пить кофе.

Домик привратникаАдминистрация

Направо от входа стоит то ли слон, то ли краб. Сложно догадаться, что это - навес для экипажей. Здесь хорошая акустика, и этим пользуются уличные музыканты.

На парадной лестнице, ведущей посетителя вверх, находятся три фонтана. Один из них представляет собой фигуру дракона. Вероятно, это самое популярное произведение Гауди, ставшее, к тому же, символом Барселоны. Каждый турист, имеющий фотоаппарат, считает своим долгом запечатлеть это замечательное существо. Поэтому вокруг него постоянная давка.

Главный вход в паркНавес для экипажейНавес для экипажейДракон
Фонтан в виде головы змеиЗубец стеныСтена около главной лестницы
Мозаика на стенеМозаика на стенеМозаика на стенеМозаика на стене

Над лестницей возвышается гипостильный зал. Его образуют 86 колонн. Именно здесь первоначально планировался рынок городка. Чтобы вся конструкция находилась в равновесии, наружные колонны слегка наклонены. Потолок зала украшен изумительными плафонами из мозаики тренкадис. Четыре больших – это солнца, изображающие времена года. Металлические кольца в них служили для крепления светильников. А четырнадцать маленьких – луны. Эти плафоны из осколков керамики, бутылок и чашек изготовил сотрудник Гауди, архитектор Жозеп Мария Жужол (Josep Maria Jujol).

Гипостильный залПотолок гипостильного зал
Осеннее солнцеВесеннее солнце

На колоннаду зала опирается главная площадь парка. Часть её, обращенная к городу, окаймлена извилистой скамьёй, украшенной мозаикой. Форма её столь удобна, что она получила название "анатомической". Говорят, Гауди в качестве модели усаживал на неё одного из своих рабочих. Отделку скамьи Гауди осуществил вместе с Жужолем. Её внешняя сторона украшена изображениями морских существ, знаков зодиака, а внутренняя – абстрактным рисунком. На двух концах скамьи находятся вазоны. В одном из них растет олеандр, а рисунок мозаики напоминает осыпавшиеся лепестки розового цвета.

У центральной площадки есть удивительная функция. Гауди, будучи человеком прогрессивным, придумал хитроумную систему сбора дождевой воды. Площадь, покрытая камнями разного размера, служит гигантским фильтром. Очищенная вода стекает в трубы, находящиеся внутри колонн гипостильного зала и попадает в подземный резервуар. Его вместимость 1200 кубометров. Эту воду планировалось использовать для нужд общины. Фонтаны, расположенные на главной лестнице питаются именно ею.

Я побывала в парке Гуэль после дождя. Не знаю в чем дело, то ли за сто лет произошло какое-то нарушение в фильтрации, то ли вода просто не успела уйти, но на площади была громадная лужа. И фотографии с видами Барселоны получились довольно забавными.

Вид на главную площадьГлавная палощадь
Львиные головы с водостоками
Вид на собор Sagrada Familia

Противоположная сторона площади вырублена в скале. Её украшают каменные пальмы и пышные кусты бугенвиллеи. Вправо и влево уходит "дорога розария", окаймленная каменными шарами. Здесь слово "розарий" подразумевает католическую молитву, читаемую по четкам, а не привычный для нас цветник из роз. Учитывая, что парк расположен на склоне горы, Гауди спланировал его так, чтобы дорога до вершины олицетворяла собой путь духовного возрождения. В самой высокой точке архитектор предполагал построить часовню. Когда стало ясно, что проект не будет завершен, он соорудил там "Голгофу".

Дорога розарияГолгофа

Чтобы как можно меньше выравнивать скалистую местность, Гауди придумал систему портиков и виадуков. Для их создания он применил древнюю технологию сухой кладки.

Вид этих сооружений настолько естественен, что сложно поверить в их рукотворность.

Портик Прачки напоминает морскую волну, набегающую на берег. Он получил своё название благодаря единственной, очень выразительной, женской фигуре с корзиной на голове.

Портик ПрачкиПальмы в портике ПрачкиПрачкаВитые колонны в портике Прачки

В противоположной части парка, на дороге, идущей к предполагаемым жилым домам, находятся три виадука. В среднем до сих пор растет рожковое дерево, которое Гауди пожалел и сохранил. Верхний виадук окантован агавами, растущими в громадных каменных вазонах.

Средний виадук и рожковое дерево в нем.Верхний свод виадукаРожковое дерево
Верхний виадук

Вся территория парка изрезана извилистыми дорогами и пешеходными тропами. Здесь совсем не сложно заблудиться. И, оказавшись в безлюдной каменной галерее, внезапно почувствовать суеверный ужас из-за ощущения присутствия живой материи вокруг.

Дом  Гуэля_Это здание уже было на участке в момент его приобретения
Дом ГаудиБалкон в доме ГаудиПосле дождя
Дом Триас
Медальон на внешней стенеЗападный входПлан парка ГуэльФотография из книги Жоан Басегода-и-Нонель_Гауди_Все работы

Можно по-разному относиться к творчеству Гауди. Кого-то оно восхищает и изумляет. Кто-то видит в его работах признак сумасшествия. В любом случае оно заставляет по-новому взглянуть на окружающий нас мир. Оно будоражит воображение и подталкивает к действию. Поэтому, завершая рассказ, я хочу предложить лозунг: "Долой шаблоны. Природа – источник вдохновения". И тогда может быть больше гармонии (и меньше "гномиков":)) будет в наших садах!

Источники:

1. "Парк Гуэль". Издательство Dosdearte Ediciones.

2. Жоан Басегода-и-Нонель "Гауди. Все работы".

Текст и фото: Журавлева Наталья Витальевна (Вита)
12.2007


К списку


12345
Оценок: 97
Средняя оценка: 4.8

Обсудить статью (14)


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна