Здравствуйте, новый посетитель!
Сейчас 28.03.2024 16:56:34
 
Ходите ли вы на ландшафтные выставки?
Хожу на все доступные, мне это интересно
Бываю, но без фанатизма
Считаю пустой тратой времени
Я в этих выставках участвую
Челси рулит! Только эту выставку признаю

Мои настройки
Регистрация
Карта WEBСАД в Московской области (392)
Карта WEBСАД в Ленинградской области (93)
Поздравляем с днем рождения
Правила регистрации и участия
FAQ - ЧАВО (часто задаваемые вопросы)
Поиск по сайту

СТАТЬИ

Для желающих выслать статью

Мастер-класс

Дачное сафари или "тихая охота" (фотографирование)

Перефразируя слова К. Маркса "Нельзя жить в обществе и быть свободным от его законов", хочу сказать – нельзя жить в своем Саду и не видеть в нем всего живого, помимо растений. Нельзя только ограничиваться "растительной жизнью" и не обращать внимание на кипящий водоворот ЖИЗНИ вокруг и в самом вашем Саду... Эта статья посвящается живым обитателям сада, которые в отличие от растений являются Вашим хоть движимым, но не имуществом. И передвигаются, как правило, не зависимо от Ваших желаний, но этим-то и интересны.

Лето 2004, хоть и сырое по большей части, все же подарило нам изобилие насекомых. Причем в отличие от прошлого - не полчища агрессивных ос, а тучи прекрасных бабочек. Причем некоторые из них, оказывается, посещают нас не каждый год, в частности Адмиральская лента. Но не только роскошные бабочки украшают сад – любая живность при условии не зловредного поведения в гостях может порадовать. Просматривая архивы я столкнулся с тем, что часто снимаешь растение и лишь потом замечаешь, что запечатлел мгновение посещения его представителем царства насекомых. И будь то простая муха или скромный мотылек - это оживляет снимок, как тогда это оживляло Сад. Не говоря уже о высших животных. Вот только не знаю – относить ли сюда человека разумного? Во-первых, далеко не все "человеки" разумны, а во-вторых, всегда ли они оживляют Сад?

И в итоге вот что получилось после просмотра моих фотоархивов и сборников любимых японских стихов.


О, проснись, проснись!
Стань товарищем моим,
Спящий мотылек! (Басё)

Бабочкой никогда
Он уж не станет... напрасно дрожит
Червяк на осеннем ветру. (Басё)


Все кружится стрекоза...
Никак зацепиться не может
За стебли гибкой травы. (Басё)

Устали стрекозы
Носиться в безумной пляске…
Ущербный месяц... (Кикаку)


Чуть дрожат паутинки.
Тонкие нити травы сайко
В полумраке трепещут. (Басё)

Через изгородь
Сколько раз перепорхнули
Крылья бабочки! (Басё)


Пчелы гневно погнались
За прохожим человеком –
И опять летят к цветам. (Тайти)


Комья свежей земли.
Льется на полевых улиток
Безучастный дождь. (Бусон)


Тихо, тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи
Вверх, до самых высот! (Исса)

Вон бабочки снуют
Туда-сюда – все ищут
Ушедшую весну... (Гомэй)


В зарослях сорной травы,
Смотрите, какие прекрасные
Бабочки родились! (Исса)


Ой, не бейте муху!
Руки у нее дрожат...
Ноги у нее дрожат... (Исса)


Муравьиная тропа!
Ты откуда к нам идешь?
Из-за облачной гряды? (Исса)

А вот это настоящий "ужас, летящий на крыльях ночи" - летучая мышь – страшный враг насекомых. Бесшумно, "аки тать в нощи" появляется она из тьмы и во тьме пропадает. А здесь никак понять не может – куда попала, почему так светло и где родной чердак или дупло?

Кошки, к слову говоря, тоже настоящие хищники и для разных некрупных крыс и прочих мышевидных грызунов действительно "страшнее кошки – зверя нет"… А вот позируют они более охотно, чем, например собаки. Сказывается, видимо разный темперамент… Кошка может и грациозно склонив голову попозировать вам, а собака вечно пребывающая в поисках еды и развлечений, далеко не всегда предоставляет такую возможность. Хотя полежать они тоже горазды.

Маленькие секреты дачного сафари

Для того чтобы сфотографировать живых обитателей Вашего Сада (или дома в Саду) нужно не так уж и много. По крайней мере, покупать билеты в экзотические страны, заказывать визы, гостиницы, джипы, шерпов для переноски охотничьих трофеев Вам точно не придется. Для этого нужно только желание, время и наблюдательность в купе с терпением (иногда и здесь приходится посидеть "в засаде"). А для съемки разных живых объектов существует совсем немного хитростей. Вот некоторые из них. Начнем в порядке увеличения размера объекта охоты.

Насекомые

На охоту следует выходить, как правило, в ясный солнечный день. Весной, летом или осенью, а то получится как в том анекдоте про Штирлица, где он пошел искать в лес грибы. Посмотрел налево – не нашел, посмотрел направо – не нашел, поискал сзади – не обнаружил ни одного, и спереди ничего похожего не наблюдалось. "Видно не сезон" - подумал Штирлиц и сел в сугроб...

Съемка при пасмурной погоде или в сложных метеоусловиях не слишком желательна и результативна по двум причинам – во-первых, для съемки "макрорежимов" лучше подходит бОльшее значение диафрагмы и связанная с ним бОльшая глубина резкости, а во-вторых, насекомые не всепогодные истребители, в дождь и ненастье если и летают, то только в поисках укрытия (как в другом анекдоте – "низко и не далеко"). Кроме того, цифровая техника в отличие от старинных зеркалок, как правило, весьма боится воды – и сверху – в виде дождя, и снизу в виде брызг и луж. В таком случае нужно или выбирать всепогодный аппарат, каковые в настоящее время созданы и некоторые из которых позволяют проводить даже подводную съемку (Fujifilm FinePix F420 + подводный бокс Fujifilm WP-F420, Olympus MJU 410 Digital, Pentax Optio 43WR, Ricoh Caplio 400G Wide), или брать зонт, или укрываться с аппаратом одним плащом… Как это сыро, но романтично?

Разумеется, при съемке в солнечную погоду встает проблема чрезмерно резкого заднего плана и легкой "засвеченности" ярких (особенно белых и алых) цветов. Но эти вопросы в режиме "макро" не очень актуальны – задний план, как правило, и так не очень резкий, а в случае необходимости его можно потом "размыть" специальными фильтрами в PhotoShop.

Как известно, насекомые – бабочки, стрекозы, мухи, пчелы и шмели довольно шустро перемещаются, поэтому для их фиксирования на фотографии необходимы определенные навыки. Иногда в холодную погоду или после дождя "летуны" становятся вялыми и спокойно дают себя заснять. В иных случаях необходимо предварительно понаблюдать – на каких цветах в Вашем Саду чаще всего они "пасутся". А тогда можно вооружиться штативом, все установить, навестись на "посадочную площадку" или "садовую столовую" и ждать. Некоторые предпочитают снимать насекомых в режиме серийной съемки, а затем выбирать наиболее удачные фото. Некоторые пользуются вспышкой, чтобы "остановить" насекомых в полете, при этом необходимо сильно уменьшать энергию вспышки (если такие функции есть в Вашем фотоаппарате), чтобы не "выбить" все детали ближнего фона. Полезно, если это вообще возможно, располагать вспышку в стороне (сбоку) от аппарата, что приводит к лучшей проработке деталей объекта съемки (т.н. заполняющая вспышка). Для съемки "макрорежимов" существуют и специальные кольцевые вспышки, надеваемые на край объектива. Естественно они не дешевы… А вот подсветить в тени лесной чащи объект съемки можно и малогабаритным, но ярким фонариком, на роль которого идеально подходят современные светодиодные фонари с несколькими светодиодами. Они очень экономичны (но, к сожалению – не дешевы), позволяют включать светодиоды (так и хочется сказать лампочки) по частям, при этом существуют "налобные" варианты, не занимающие рук фотографа. Иногда такой фонарик, если он достаточно мощный, может пригодиться в качестве источника заполняющего освещения. Иногда смогут помочь белые или серебристо-серые экраны, изготовленные из подручных средств – покрашенные изнутри в белый цвет или "серебрянкой" старые зонты, пластиковые листы и т.п. – одним словом все, что может добавить дополнительного бокового освещения, способного выделить рельеф объекта съемки и ослабить прямое сияние солнца. А иногда можно получить потрясающие по красоте и выразительности кадры, снимая против света – в контражуре, когда каждый волосок растения или насекомого будут сиять золотым контуром… И потеря некоторого числа тонких деталей объекта с избытком будет компенсирована общей выразительностью картины.

Многие фотографы применяют простой прием для съемки проблемных мелких объектов – делают снимок с максимально возможным разрешением, а затем в "тиши кабинета" в подходящем графическом редакторе вычленяют значимую часть изображения (например Crop в PhotoShop).

В любом случае для съемки насекомых, как быстродвижущихся объектов, следует выбирать или спортивный режим или "макро" с приоритетом диафрагмы (выставляя ее на максимальное число для увеличения глубины резкости). Считается, что в солнечный день при выставленной чувствительности в ISO 100 ед. наиболее подходящей комбинацией для съемки "макрорежимов" с живыми составляющими является выдержка 1/500 секунды и диафрагма F8. При ухудшении условий съемки в непогоду придется увеличивать чувствительность до 200-400 ед. ISO, но чем выше чувствительность – тем больше на снимке шумов. В хороших камерах шумы невелики и при 400 ед. (и даже до 800), но все же больших значений следует по возможности избегать. Кстати, многие камеры автоматически (в авторежиме) ставят чувствительность от 100 до 400 ед. Поэтому в любом случае предпочтительным является переход на ручные режимы съемки, обеспечивающие разумно короткие выдержки и разумно закрытую диафрагму...

И без сомнения, применяемые обычно для съемки ТАКИХ объектов режимы "макро" и "супермакро", имеются во многих аппаратах разных производителей, и чаще всего, изображаются пиктограммой тюльпана и тюльпана с увеличительным стеклом. Удобнее, когда эти режимы включаются не с помощью диска режимов съемки или сюжетных программ, а уж тем более не через меню, а кнопкой, расположенной рядом с объективом, чтобы не шарить судорожно по поверхности аппарата в поисках включателя. И конечно, не следует забывать переключаться в нормальные режимы, после окончания "макро" фотосессии, иначе дальнейшие кадры будут нерезкими. При этом следует учитывать, что глубина резко изображаемого пространства (ГРИП по профессиональной терминологии) в случае "макро" и тем более "супермакро" очень мала. Настолько, что Вы можете не получить полностью резкого изображения вашего насекомого, а только его крылышек, глаз или лапок, а уж цветок может остаться и вовсе размытым (хотя это иногда сюжетно оправдано). Не все, но многие цифровые фотоаппараты позволяют при макросъемке использовать переменное фокусное расстояние объектива, т.н. ZOOM. Но при этом следует оставаться в пределах "оптического" ZOOMа, поскольку цифровое увеличение приводит к общему снижению резкости снимка.

Иногда насекомое "возникает" на Вашем фото уже потом, при просмотре снимков дома на компьютере. Просто пока Вы наводились, нажимали кнопку, пока "вылетала птичка", они (насекомые) влетели в кадр (хотя чаще все происходит наоборот)... Ну что тут можно сказать – Вам повезло, гордитесь. Особенно, если удалось снять объект в воздухе, так сказать "на подлете".

И еще один совет – при съемке бабочек, мух и стрекоз следует иметь в виду, что они, в общем, не видят Вас, а реагируют на световые контрасты, возникающие при перемещении больших предметов. Особенно они чувствительны к изменению освещенности. Как только на них падает Ваша тень – р-а-а-з – они уже вспорхнули. Отсюда надо стараться подбираться к "жертве" по возможности не меняя резко освещенности окружающих ее предметов. В этом может помочь и упомянутый ZOOM в режиме "макро". И еще, поскольку окраска бабочек в силу строения чешуек их крыльев гораздо ярче на солнечном свету, свет закрывать своим мощным телом надо аккуратно, а в силу вышесказанного еще и не "вдруг". Во всяком случае, устраивать настоящие засады для фотоохоты на насекомых, как правило, не нужно. Чего нельзя сказать о птицах.

Иные опознанные и неопознанные летающие, ползающие, прыгающие и бегающие объекты в САДу

Вот как раз для фотографирования птиц нужно их сначала прикормить, а уж потом, спрятавшись "в кустах", совмещать вылет "птички" в фотоаппарате с попаданием снимаемой птички на фотографию. Кстати, высаживание в своих Садах огромного числа цветущих растений – это тоже своеобразное прикармливание насекомых... Как правило, птицы в силу лучшего зрения и более высоко интеллекта более пугливы, чем насекомые. Снимать их приходится чаще всего с использованием ZOOMа, и в данном случае, чем больше фокусное расстояние объектива, тем легче получить более крупный план объекта съемки. Но еще раз напомню, что применение цифрового ZOOMа снижает качество снимка. А при больших значениях фокусного расстояния обойтись без штатива невозможно. И штатив должен быть устойчивый и лучше со специальной съемной площадкой, на которую предварительно укрепляется сам фотоаппарат. Иногда бывает очень удобен т.н. "монопод" - штатив, хоть и лишенный с рождения двух других ног, но помогающий зафиксировать фотоаппарат при съемке. Увеличение фокусного расстояния и съемка в лесу может потребовать и установки более высоких значений чувствительности, увлекаться которыми, впрочем, не стоит.

Фотографирование пресмыкающихся и земноводных более просто. Главное двигаться при подкрадывании плавно и по-возможности резко не закрывать падающий на объект свет. Некоторые ящерицы, пригревшись на солнце или даже на человеческой руке способны достаточно долго позировать фотографу.

Для съемки домашних, а также полевых, садовых и лесных животных существуют немного иные принципы, весьма подобные, впрочем, портретной съемке людей. Причем некоторые звери явно лучше способны понять, чего от них хочет фотограф, чем иные двуногие "цари природы". Одним из немногих правил при съемке животных является то, что считается "моветоном" снимать их сверху вниз. И действительно, снятые со спины ежики, мышки, землеройки и прочие зверушки не только теряются на пестрой земле или траве, но имеют совсем нарушенные пропорции тела, подчас трогательно изящного... Конечно, весьма не просто "опуститься" до уровня мышки, но нужно искать ракурсы, более полно раскрывающие вид объекта съемки.

Для съемки домашних (прирученных) животных считается, что еще ко всем иным правилам должен прибавляться т.н. визуальный контакт. Иногда обращенный на Вас взгляд домашних любимцев бывает настолько выразителен, что если он направлен куда-то в сторону, то фото теряет свою сюжетно-смысловую ценность. Но это, разумеется, не жесткое правило.

Съемка животных в помещении со вспышкой упрощает жизнь фотографу, но, во-первых, вредна зверю, а во-вторых, приводит к появлению либо сильных ярких бликов-отражений в глазах, либо даже т.н. эффекта красных глаз. При этом получаются снимки из серии "Вампиры среди нас". Последний может быть скомпенсирован специальными режимами фотовспышек (обычно изображаемыми пиктограммой глаза или глаза и молнии), а также вынесением вспышки на максимально возможное удаление от объектива. Поэтому, тем, кто основным своим хобби (разумеется, кроме создания Сада Мечты) считает съемку своих четвероногих любимцев, следует выбирать фотоаппараты, в которых вспышка, при ее подъеме (!!!) максимально удаляется от объектива. Во всех иных случаях придется обращаться к услугам графических редакторов. Причем борются они с "вампиризмом" не используя символ распятия или чеснок и серебряные пули с осиновыми колами... Даже в простейших графических редакторах, вроде сопутствующих ACDSee, есть несложные инструменты для исправления эффекта "красных глаз".

Очень важен для съемки Ваших любимцев выбор фона, который может или подчеркнуть или начисто "съесть" все достоинства экстерьера животного. Часто он должен или сочетаться с цветом глаз, окрасом шерсти зверька, но никак не сливаться с ними, при этом окраска листвы, цветущих растений, неба и облаков, окружающих животное, могут создать истинную гармонию.

Для получения "зрительного контакта" с животным нужно или привлечь его каким либо звуком (кис-кис, мяу-мяу, свист для собак и т.п. – все что нравится или привлекает внимание именно Вашего зверя – а кому как не Вам лучше знать такие особенности) или воспользоваться помощью ассистента или даже двух – один подманивает кормом, другой зовет и следит, чтобы объект не уходил со "съемочной площадки". При этом категорически не следует делать резких движений, издавать внезапные звуки, крики, сверкать впустую очками, вспышкой... Наличие рядом других домашних животных, как правило, нежелательно, разумеется, если Вы снимаете не петушиные бои... (что в этом году, наверное, не совсем политически корректно по отношению к символу года).

И конечно именно цифровая фотография, с ее поистине беспредельной оперативностью и огромными темпами быстро накапливаемого опыта может помочь Вам стать истинными фотоохотниками, приносящими из Своего Сада или окружающей его природы не шкуры убитых зверей, а прекрасные остановленные Вами мгновения ЖИЗНИ...

P.S. Вероятно для многих, изложенный мной материал, который в таком Форуме, с тАким составом талантливых коллег никак не поворачивается язык назвать "мастер классом" или "фотошколой", может показаться банальным. Заранее (хотя, если Вы читаете эти строки Вам, очевидно, хватило терпения прочитать всю статью) извиняюсь. Возможно, кому-то хотя бы часть представленной мной информации поможет начать "тихую охоту", в которой я и сам еще не достиг высоких вершин. Но идеал не достижим, а стремиться к нему надо. И я буду рад дополнениям, советам и вопросам по данной тематике, что позволит всем вместе совершенствоваться в мастерстве "светописи". Долгой работы Вашим источникам питания фотокамер, высокого разрешения матрицам и оптике и прекрасных остановленных мгновений…

P.P.S. А может быть кого-то просто погреют эти остановленные мгновения ЖИЗНИ из теплого и ласкового лета. Это согреет и меня.

Рисунки
С.Григорьева

Текст и фото: Седов Андрей Леонидович (Von)
01.2005


К списку


12345
Оценок: 62
Средняя оценка: 4.68

Обсудить статью


 
Энциклопедия декоративных садовых растений Каменистый садик
Рейтинг@Mail.ru
Администрирование сайта - E
Дизайн и программирование - ZX
© WEBСАД® 2006-2024. Все права защищены.
При использовании материалов
ссылка обязательна