Многие японские сады меня трогают. Наверное, я люблю все.
Но есть те, которые врезаются в память и в душу совершенно особым образом. Здесь - о них.
Приглашаю всех делиться фотографиями и рассказами о своих любимых японских садах!
Этот сад меня поразил сразу, и именно он заставил открыть эту тему. Не любимейший Мурин-ан, не тот первый увиденный мною садик при Международном Доме Ученых в Токио, не все те сады Огавы Дзихэя, которого почитаю первым среди первых японских садовых мастеров, создавшие свои незабываемые пейзажные сады Японии.
А этот. Абстрактный, имеющий тот абсолютно неповторимый стиль, который пытаются однако повторить во всем мире, - стиль великого Кобори Энсю.
... и этот сад оказался вовсе не садом Кобори Энсю... Вот что удивительно!
Конечно немного подумав, можно было бы по фирменным клифам-ивакурам предположить, что это работа Сигэмори. Но все-таки первое, что приходит в голову,- это конечно Кобори Энсю.
Отличная вещь! Редкая и совершенно не знакомая нам.
Это сад семьи Хигасигути 東口家, расположенный в городе Сакаи (преф. Осака), откуда, к слову, родом сам Сэн Рикю.
Надо сказать, что хозяину сада необыкновенно повезло: что он устраивал свою усадьбу с садом в то время, когда Сигэмори был еще жив. Сигэмори Мирэй создал этот сад перед самой своей смертью в 1974 году, и возможно этот сад был его последней работой.
Хорошо известно, что Сигэмори был почитателем Кобори Энсю. Именно от Кобори Энсю он почерпнул идею так называемого геометрического стиля, в котором Сигэмори создал огромное число своих садов. Об этом саде рассказал исследователь японских садов и почитатель Сигэмори известный ученый Наката Кацуясу 中田勝康.
К сожалению, посещение этого частного сада невозможно. Тем ценнее мне кажется эта фотография, я ее нашла в анналах самого Накаты.
Посмотрите и вы. И согласитесь ли вы со мной, что это чудо? http://img-fotki.yandex.ru/get/478662...
Да, это чудо! ))
Дерзкое и нереальное. Впечатление что это все "монтаж" и в реальности такого нет. Слишком смело и индивидуально, персонально под человека.
Честно говоря я уже не вспомню, где именно впервые увидала эти огромные массивы стриженных азалий, которые в переводе известны нам как окарикоми. Может быть это было в императорском саду в Токио, в том самом моем первом японском саду, куда так стремится попасть и неопытный иностранный турист, и бывалый завсегдатай отечественных садов.
Но может быть это случилось уже и перед императорским дворцом, там, на огромной городской площади в центре Токио среди зданий парламента и старинного муниципалитета. Или там же в парке Хибия...
Не помню. Помню только, что это было одним из самых моих больших первых впечатлений о Японии вообще.
В настоящее время окарикоми - это совсем не редкость в японском садовом искусстве. Их можно встретить практически во всех мало мальски ухоженных садах страны.
И все-таки есть образцы уникальные.
С 17 века искусство окарикоми приобретает новые черты и превращается в некоторую отдельную отрасль садового искусства. Это уже не просто разросшаяся группа ежегодно подстригаемых аккуратых кустов, которые весной цветут совершенно сумасшедшим разливом красок, а осенью продолжают впечатлять бурой архитектурной громадой.
Это целые композиции из причудливых форм, воссоздающих то грозные морские волны, то горные массивы, то зашифрованные картины древней даосской мифологии.
Начало этому искусству, получившему впоследствии название геометрический дизайн, как отдельной отрасли, как отдельному типу садов, положил знаменитый Кобори Энсю 小堀 遠州 (1579-1647).
Вот знаменитый сад
в монастыре Райкю-дзи ( преф Окаяма), который точно известный как произведение Кобори Энсю, сделанный им в технике окарикоми.
Вы только взгляните на эти громады волн! Вам не страшно оказаться один на один с этой стихией? http://r-dejikame.up.n.seesaa.net/r-d... http://blog-imgs-64.fc2.com/h/y/o/hyo...
Тема морской стихии, картины волн замечательно обыграны в другой работе, нередко приписываемой гению Кобори (впрочем, столь же часто оспариваемой в пользу его внука), в так называемом Райском саду Хорай тэйэн 蓬莱庭園 монастыря Дайти-дзи 大池寺
Эти волны - это обрамление основной идеи, корабля с даосскими драгоценностями: http://3.bp.blogspot.com/-uHT0iai2Tfo...
А вот и сами драгоценности с чудесными дарами даосского счастья, заключенными в геометрические формы. http://img.4travel.jp/img/tcs/t/album...
Если это действительно работа внука, то он верно предугадал судьбу начинаний своего великого деда, стоявшего у истоков геометрического дизайна:
Знаете, я очень хорошо понимаю тех людей, кто на дух не принимают японских садов.
Когда меня впервые привели в знаменитый Рёандзи с явным желанием показать вершину японского садового творчества, предлагая чуть ли не помолиться на эту икону японского духа, я испытала чувство протеста.
Раздражало все: и эта куча галдящего народа, и ожидание сопровождающих выражения моих восторгов , и конечно сам это непонятный и чуждый кусок пространства с камнями.
Несмотря на то, что к тому времени я уже несколько лет занималась Японией профессионально и конечно, как все в нашей стране, знала замечательную публикацию Цветова о загадочном пятнадцатом камне, несмотря на то, что в глубине душе я уже тогда подозревала, что неправа, в голову продолжало лезть простое объяснение вроде сказки о голом короле.
Эстетика абстрактного тогда осталась недоступной...
Хуже того, многое из того, что пришлось видеть и потом в стиле карэсансуя, оставляло меня равнодушной. До тех пор, пока однажды не повезло совершенно необычным образом увидеть одну работу Сигэмори Мирэя. Поначалу и она скорее удивлила, даже испугала меня, и уж точно не показалась близкой и понятной.
Иначе, чем прежде, пришлось посмотреть на нее благодаря одному фотографу.
Монастырь тоже очень известный. Его обычно упоминают в связи со знаменитым окном Просветлания.
Вот так оно выглядит вместе с садом Сигэмори: http://i0.wp.com/wondertrip.jp/img/p/...
Еще это окно знают потому, что оно находится рядом с квадратным Житейским окном, которому по буддийской концепции мудрости противопоставляется. Вот так рядышком они и находятся: http://kyotomoyou.jp/sys/wp-content/u...
То, что этот сад нельзя понять вне связи с этими окнами, - это довольно известная история. Как оказалось, этого недостачно. Важно было расшифровать, увидеть, почувствовать эстетику абстрактной загадки самого сада.
Что-то я тоже передумала рассказывать о шибко умных вещах на обширных простынях.
Покажу-ка лучше еще одну работу Сигэмори с окарикоми. http://upload.wikimedia.org/wikipedia...
Многим нравится, когда зацветают азалии: http://welcome-sennan.com/cms/w_wel-s...
Правда, лично я всегда предпочитаю зимний вариант японского сада.
Это, пожалуй, самый знаменитый монастырь с окарикоми, Ринсё-дзи 林昌寺, в префектуре Осака.
Ехидна, и я с вами совершенно согласна. Монохромность японского сада вообще, тем более сада абстрактного - это сильнейшая вещь в эмоциональном, эстетическом смысле.
Скажу больше, если говорить особенно об абстрактных японских садах, мне очень нравятся монохромные зимние виды, выявляющие структуры, очерчивающие идеи, освобождающие сознание.
Вот таких фотографий очень мало. Кстати, только у Накаты мне удалось найти именно то, что нравится мне. http://muso.to/teienn-rinnsyouji0005.jpg
Но есть не так уж мало людей, в том числе среди японцев, которые не просто готовы воспринимать такие сюжеты в цветочках, но, как мне кажется, даже предпочитают такие варианты. Во всяком случае соответствующих фотографий, свидетельствующих о наслаждении этим пиром красок, просто море. Centurion [6], так что не жалейте об утрате того, что предложила я. Хотя я старалась быть честной и выбирала вариант покрасивше:))) Найти замену очень легко.
В помощь нам тот же Наката предлагает пару вариантов. Там же еще раз можно увидеть и то, что мне понравилось. http://muso.to/teienn-rinnsyouji.htm
Поймала себя на одной оговорке, вернее на неправильном употреблении слова. Неправильном именно для нашего русского восприятия.
Это слово зимний вид сала [5] [8].
Совершенно естественно для нас видеть такой сад в снегу. Но дело в том, что на значительной части Японии снега зимой не бывает вообще никогда или бывает очень редко. (не говорим о совсем северных районах, где не только холодно, но и очень влажно, и где снега бывают просто выдающиеся, без преувеличения многометровые).
Но там, где сосредоточены японские сады, в том же Киото, снег это событие, подобно цветению сакуры достойное созерцанию, чуть ли не поклонению.
Для такого события в японском языке возникло специальное слово юкими, наподобие ханами для любования сакурой и цукими для любования полной луной. Можете представить себе, насколько значимы для японского сознания эти кратковременные, исчезающие и вечные, постоянно повторяющиеся природные события?! Их прихода ждут, их приходу радуются, их приход всегда празднуют и благословляют. Сколько стихов-песен посвящено этой японской троице! сколько праздников-мацури! сколько садов...
Ой, вот садов - как раз не очень. Юкими в садах - это особенное событие, в ожидании снега там стоят фонари с большой шляпой - юкими-гата, особым образом готовятся сосны и другие деревья. http://instagram.fhel3-1.fna.fbcdn.ne...
И все-таки в Японии есть такой сад, который посвящен именно снегу. Он известен еще из-за своего автора, Мацунаги Тэйтоку (1571-1654) известного поэта, мастера стиля хайкай-но рэнга и садового мастера. http://wikilivres.ru/%D0%9A%D1%82%D0%...
Этот сад расположен в восточной части Киото, которая знаменита обилием туристических объектов, в который входит и сам этот сад. В районе Восточной гор Хигаси-яма расположены Серебрянный дворец Гинкаку-дзи сёгуна Асикаги Ёсимасы, там же Философская тропа Тэцугаку-но-мити, комплекс храмовых садов Нандзэн-дзи, насчитывается не менее двух десятков усадебных садов работы Огавы, включая Мурин-ан, наконец, там же расположены сады храма Киёмидзу-дэра...
Говорят, что на пике своей славы этот сад считался самым лучшим садом среди трех садов Тэйтоку в Киото, которые были посвящены снегу, луне или сакуре. Сохранился только этот.
Сейчас его сравнивают с другим известным киотосским садом, расположенным в Дзёдзю-ин 成就院, филиале монастыря Киёмидзу-дэра 清水寺. Сравните и вы. Как на ваш вкус? http://photos1.blogger.com/blogger/34... http://static.panoramio.com/photos/large/1566021.jpg
матрона, очень интересный обзор, как раз под наши снежные реалии.
А скажите, пожалуйста, чтение иероглифа 寺 дзи или дера в названиях от чего зависит? Или как исторически сложилось, что в одном названии используют онное, а в другом кунное, так и произносят? Или например, Киёмидзу-дзи тоже возможно?
Не буду ходить вокруг да около.
Цитата из недавней книги А. Мещерякова Terra Nipponica: Среда обитания и среда воображения (2017 г.):
"Обнаруженная в 2000 г. каменная ванночка в виде черепахи без панциря (240 см в длину), наполнявшаяся проточной водой, расположена на засыпанной галькой площадке и явно служила для каких-то обрядов, связанных с водой, но что это были за ритуалы, остается неизвестным."
Ну, кто участвовал в нашем давнем разговоре об археологических находках близ Асуки, древней столицы Ямато, сразу поняли, о какой ванночке в виде черепахи без панциря идет речь. http://kamakuraprivate.cocolog-nifty....
http//cdn.4travel.jp/img/thumbnails/imk/travelogue_album/11/02/09/650x_11020988.jpg?updated_at=1434082286 http://www.joyphoto.com/japanese/trav...
Так для чего служила эта ванночка? вся эта система?
Только ли для таинственных обрядов?
Marchella, [19] Марина, архивариус Вы наш! именно дренажная. Только похоже, речь не просто о канавке, а о целой дренажной системе, т. е. о сложной технической системе.